В своей деятельности Академия «Кайнар» руководствуется программными документами Республики Казахстан в сфере образования. Позиционируя себя как вуз социальной направленности на рынке образования, Академия «Кайнар» ставит перед собой следующие целевые задачи по пяти стратегическим направлениям:
- внедрить передовой опыт ведущих отечественных и зарубежных вузов с целью гармонизации образовательных программ:
- усилить кадровый потенциал академии и создать условия для профессорско-преподавательского состава академии в части оказания содействия по публикации в журналах с ненулевым импакт-фактором, участии в разработке фундаментальных научных исследований;
- изучить спрос и предложение наиболее востребованных профессий на рынке труда и разработать наиболее приоритетные направления подготовки кадров;
- повысить уровень студенческой науки, усилить работу по вовлечению обучающихся в научно-исследовательскую деятельность;
- привлекать ведущих специалистов-практиков к проведению учебных занятий с целью подготовки обучающихся к профессиональной деятельности;
- усилить работу по академической мобильности обучающихся;
- активизировать работу по трудоустройству выпускников академии;
- усилить материально-техническую базу академии.
За прошедший отчетный год академия достигла определенных достижений, участвуя в национальных рейтингах. Высокая позиция в рейтинге отражает национальный престиж и профессиональный уровень профессорско-преподавательского состава и выпускников академии. По итогам рейтинга НААР 2021 г. Академия «Кайнар» заняла 9 место по социальным наукам (бакалавриат) и 10 место по социальным наукам (магистратура). В 2021 г. в рейтинге НААР Академия «Кайнар» вошла в число вузов, находящихся на 16 месте, среди 30 лучших образовательных программ по рейтингу НААР 2018 года академия заняла следующие места по образовательным программам: «Психология» - 4 место, «Журналистика» - 11 место, «Учет и аудит» - 12 место, «Финансы, Экономика» - 17 место, «Юриспруденция» - 9 место, «Транспортные услуги» - 14 место, «Психология» (магистратура) – 8 место, «Финансы» (магистратура) – 13 место, «Юриспруденция» - 11 место. В рейтинге образовательных программ, проведенных НПП «Атамекен», высокие места заняли образовательные программы «Психология» (6 место), «Педагогика и психология» (11 место).
Успешно прошли национальную аккредитацию НААР в мае 2021 г. (институциональную и специализированную по 8 специальностям бакалавриата и 4 специальностям магистратуры).
По стратегическому направлению 1 «Эффективный менеджмент»:
Для обеспечения профессионального роста и повышения квалификации кадрового потенциала академии введена система мотивации и стимулирования ППС.
Ежегодно профессорско-преподавательский состав проходит курсы повышения квалификации по профилю преподаваемых дисциплин за счет академии.
Руководство академии и сотрудники структурных подразделений также проходят курсы переподготовки в области менеджмента образования: с 23 ноября по 5 декабря 2019 года прошли курсы повышения квалификации «Менеджмент в образовании» в ИПКиДО КазНУ им. аль-Фараби 21 сотрудник; с 13 января по 24 января 2020 года – 17 сотрудников академии прошли курсы повышения квалификации «Стратегический менеджмент в образовании в эпоху цифровизации» в ТОО «Financial&Legal Solutions».
Кроме того, представители работодателей принимают участие в разработке и согласовании образовательных программ, в проведении практических занятий для обучающихся.
По стратегическому направлению 2 «Научно-исследовательская деятельность»:
- В академии разработана система стимулирования ППС к участию в НИР. Результаты научной деятельности ППС учитываются при подведении итогов по дифференциальной оплате труда. Так, по рейтингу 2021 года многим преподавателям академии установлены премиальные надбавки.
Выделены средства на публикации научных статей ППС в зарубежных изданиях (Scopus)
2020 учебный год – 780 тыс. тенге
2021 г. – 1770 тыс. тенге.
Материальное стимулирование (премии) сотрудников
2020 г. – 6778 тыс. тенге
2021 г. – 11965 тыс. тенге
Наука для системы высшего образования является основным двигателем перспективного развития вуза. Программа развития Академии «Кайнар» должна включать пути повышения конкурентоспособности среди вузов Республики Казахстан и Центральной Азии. Для этого нужно повышать уровень научно-исследовательской деятельности академии на ближайшую перспективу, что повлечет за собой качественное развитие учебного процесса и вызовет повышение заинтересованности студентов на получение высшего образования. Образование сегодня столкнулось с вызовами глобализации и века информационных технологий, технологической сингулярности и, главное, не копировать чужой опыт, а работать с опережением путем экспериментирования различными методиками с внедрением достижений науки и техники.
Одним из стратегических направлений развития академии было выбрано развитие науки, повышение научно-исследовательской активности профессорско-преподавательского состава и обучающихся.
Анализ динамики публикационной активности ППС показал относительную стабильность и динамику роста количества изданных статей в год, при этом основная доля приходится на казахстанские журналы и журналы стран ближнего зарубежья. Наблюдается рост количества публикаций в базе Thomson&Reuters и Scopus.
Сводная информация по публикациям результатов НИР за 2019-2021 гг. в разрезе кафедр
Кафедры |
изобретения |
патенты |
Монографии и учебные пособия |
Cтатьи рекомендован-ных ККСОН |
Статьи в изданиях зарубежья
|
Публикации в изданиях с импакт-фактором |
|
Thomson Reuters |
Scopus |
||||||
Экономики и бизнеса |
- |
- |
6 |
93 |
15 |
1 |
23 |
Педагогика, психология и социальных дисциплин |
- |
- |
9 |
84 |
23 |
9 |
5 |
Языков и журналистики |
- |
- |
25 |
167 |
20 |
2 |
31 |
Юридических дисциплин |
- |
1 |
19 |
142 |
12 |
2 |
16 |
Организация перевозок и ИТ |
|
|
|
|
|
1 |
8 |
Всего |
- |
1 |
59 |
486 |
70 |
15 |
83 |
Результаты научных исследований ППС академии издаются в виде монографий и внедряются в учебный процесс.
№ п/п |
Учебные годы |
Количество научных разработок, внедренных в учебный процесс |
1. |
2017-2018 |
12 |
2. |
2018-2019 |
26 |
3. |
2019-2020 |
37 |
4. |
2020-2021 |
31 |
|
Итого: |
106 |
За 2019-2021 гг. преподавателями кафедр подготовлено и опубликовано 62 монографии общим объемом 467,3 печатных листа. Из них 8 (объемом 136,47 печатных листа) выпущено на государственном языке.
При кафедрах и научных центрах работают студенческие научные кружки (СНК). В СНК студенты участвуют в проведении экспериментов, учатся анализировать результаты собственных исследований, составлять научный отчет и оформлять научные статьи.
С 2019 по 2021 годы в Академии активно работают различные студенческие научные кружки: «Финансист», «Архитектура ПК, технические средства мультимедиа», «Медиация», «Жантанушы - Психолог» и другие.
Сведения об участии студентов в работе НИР
№ п/п |
Учебные годы |
К-во кружков |
К-во студентов |
К-во магистрантов |
1 |
2018-2019 |
9 |
190 |
171 |
2 |
2019-2020 |
9 |
285 |
180 |
3 |
2021-2022 |
9 |
281 |
171 |
Студенты академии активно участвуют в студенческих конференциях, в международных конференциях. Результаты и эффективность НИРС демонстрируют дипломы, грамоты различного уровня. В академии проводятся ежегодные научно-практические конференции для студентов и магистрантов.
Сведения о проведенных конференциях и их участниках
Учебные годы |
Количество |
Количество участников |
||
зарубежных |
отечественных |
всего |
||
2017-2018 |
1 |
1 |
120 |
121 |
2018-2019 |
2 |
3 |
85 |
88 |
2019-2020 |
6 |
15 |
157 |
172 |
2020-2021 |
6 |
28 |
170 |
204 |
Определенные положительные результаты были достигнуты в направлении научной деятельности академии, тем не менее, следует принять плановые меры по активизации публикационной активности ППС академии в зарубежных цитируемых изданиях и участии в грантовых и фундаментальных исследованиях, с этой целью следует ввести нормативные показатели публикаций для ППС академии.
Поскольку за наукой остается важная роль по углублению и развитию новых тенденций отраслевых направлений, необходимо готовить новое поколение молодых ученых-исследователей. С этой целью следует провести анализ научной тематики подразделений академии и разработать проект программы развития вузовской науки в академии на период с 2021 по 2025 гг.
По стратегическому направлению 3 «Качественная подготовка специалистов»:
Образовательные программы академии прошли международную специализированную аккредитацию в НААР в мае 2021 года, из них 7 образовательных программ бакалавриата сроком на 3 года, 2 программы бакалавриата – сроком на 5 лет, 3 программы магистратуры – сроком на 3 года, 1 программа магистратуры «Юриспруденция (научно-педагогическое направление) сроком на 5 лет.
С учетом разработанных профессиональных стандартов продолжалась работа над обновлением включенных в Реестр образовательных программ и разработкой новой образовательной программы по направлению подготовки «Право» - Юриспруденций: право и психология для внесения в Реестр ОП.
Достижения студентов академии свидетельствуют о качестве подготовки специалистов. Следует отметить успех наших студентов по ОП «Юриспруденция: правоохранительная деятельность» в Республиканской on-line олимпиаде, проведенного в Казну им. аль-Фараби совместно с департаментом Агентства РК по противодействию коррупции города Алматы и Республиканским проектным офисом «Sanaly urpaq» по предмету «Правовые основы противодействия коррупции» среди студентов высших учебных заведений Республики Казахстан. Студентка 4-го курса Садвакасова Альмира получила диплом 2-й степени.
Наши студенты привлекаются в качестве экспертов НААР, так например, Кушербаев Р., студент ОП «Юриспруденция» в октябре 2021 года принял участие в процедуре институциональной и специализированной аккредитации в качестве члена внешней экспертной комиссии НААР.
Несмотря на то, что 2021 год, как и 2020 год, был сложным из-за пандемии, в академии удалось провести в режиме онлайн мероприятия воспитательного характера, такие как: «Круглый стол» среди молодых ученых и студентов на тему "Новые грани китайской и японской философии " по тематическому направлению "Знакомство с мировыми произведениями, переведенными на казахский язык", проведенный в рамках программы «Рухани жаңғыру» в режиме онлайн, «Посвящение в студенты», мероприятия, посвященные 30-летию Независимости Казахстана и 30-летнему юбилею Академии «Кайнар», и т.д. Наши студенты участвовали в волонтерском движении, помогая социально-уязвимым слоям населения. Мы можем гордиться нашими студентами, награжденными медалями и получившими благодарности от Президента Республики Казахстан.
По стратегическому направлению 4 «Интернационализация и международная узнаваемость вуза»:
По данному направлению продолжается работа в рамках заключенных договоров и соглашений с международными организациями образования. профессорско-преподавательский состав принимал участие в режиме он-лайн в различных международных конференциях и семинарах: The 7th International scientific and practical conference “Science and education: problems, prospects and innovations” (April 1-3, 2021), Kyoto, Japan; 2nd International scientific and practical conference “Innovations and prospects of world science” (October 6-8, 2021), Vancouver, Canada; 7th International scientific and practical conference “World science: problems, prospects and innovations” (March 24-26, 2021), Toronto, Canada;
К сожалению, из-за сложившейся ситуации, связанной с пандемией, не удалось привлечь большее количество иностранных обучающихся. В связи с улучшением эпидемиологической ситуации следует продолжить профориентационную работу по привлечению иностранных студентов в 2022 году.
По стратегическому направлению 5 «Материально-техническая база»:
Академией «Кайнар» ежегодно проводится внешний аудит финансовой отчетности. Доход от образовательной деятельности направляется на улучшение условий труда для сотрудников академии и материально-технических условий для обучающихся.
Доход 2019 г. – 826434 тыс. тенге
2020 г. – 806962 тыс. тенге
2021 г. – 637818 тыс. тенге
Ежегодно выделяются средства на закуп современного оборудования (компьютеры, сервера, программное устройство, 1C-Бухгалтерия и т.д.):
2019 г. – 9092 тыс. тенге
2020 г. – 3518 тыс. тенге
2021 г. – 7915 тыс. тенге
На закуп актуальной учебной и учебно-методической литературы выделено:
2019 г. – 210 тыс. тенге
2020 г. – 1572 тыс. тенге
2021 г. – 557 тыс. тенге
Выделение грантов ректора академии и предоставление льгот студентам
2019-2020 учебный год – 33057 тыс. тенге
2020-2021 учебный год – 32278 тыс. тенге
Основным показателем устойчивости и востребованности вуза являются основные ключевые показатели: тенденции роста или потери контингента, качественный уровень подготовки выпускников и их востребованность на рынке труда, качественный уровень профессорско-преподавательского состава, укрепление финансовой устойчивости академии.
Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что предстоит большая работа по всем направлениям деятельности академии, а именно, следует:
- разработать программу проведения внутреннего мониторинга структурных подразделений в 2022 году;
- провести анализ трудоустройства выпускников 2021 года;
- увеличить долю иностранных студентов в академии;
- привлечь зарубежных преподавателей и ученых для чтения лекций, и участия в научных проектах.